Сегодня ТГУ находится на этапе масштабных перемен, в связи с этим главная задача – сформировать среду и сообщество для реализации программ развития. Целью программы кадрового резерва является развитие кадрового потенциала высококвалифицированных и успешных научно-педагогических и административных сотрудников.
Ориентируясь на высокие требования к качеству развития резервистов и достаточно жесткие показатели результативности программы, мы обобщили лучшие стороны подходов к управлению кадровым резервом. Суть заключается в том, что при появлении вакансии из пула талантов будет формироваться резерв на определенную позицию, обеспечивающий более нацеленную подготовку к предстоящим обязанностям. В этом случае управление кадровым резервом ориентировано на решение кадровых проблем и вместе с тем обеспечивает поддержку реализации стратегических задач организации.
Участие в программе кадрового резерва позволит сотрудникам планировать свое развитие и получать необходимое сопровождение для повышения результативности своей деятельности и деятельности университета.
Кадровый резерв ТГУ формируется на конкурсной основе. В конкурсе может принять участие любой сотрудник.
Кадровый резерв в настоящее время состоит из 138 сотрудников. Каждый из участников программы представил свое профессиональное резюме, а также прошел интервью по компетенциям, которое помогло выявить его профессиональные и личностные цели. Результатом интервью стал индивидуальный план развития каждого резервиста. Кадровый резерв ТГУ разбит на две группы: кадровый резерв научно-педагогических работников и кадровый резерв административно-управленческого персонала.
Программа подготовки кадрового резерва включает в себя ряд инструментов, направленных на развитие у резервистов необходимых компетенций и участие в решении актуальных для университета задач:
- Коучинг (составление и сопровождение ИПР, содействие достижению резервистом личных и профессиональных целей с помощью выявления и развития необходимых для этого компетенций, предоставление обратной связи резервисту).
- Наставничество (наставник для резервиста – более опытный в конкретном профиле деятельности сотрудник; сам резервист как наставник для других сотрудников).
- Профессиональные консультации по профилям деятельности (в роли консультанта – более опытный в конкретном профиле деятельности сотрудник, который целенаправленно передает резервисту опыт, может сопровождать его работу и предоставляет ему обратную связь).
- Временное исполнение обязанностей (временное исполнение резервистом обязанностей другого сотрудника).
- Руководство временным коллективом (руководство коллективом сотрудников и обучающихся, создаваемым для реализации научно-исследовательских, организационно-управленческих и других видов проектов).
- Обучение по необходимой резервисту тематике: бизнес-обучение (общее управление/проектный менеджмент; правовые аспекты деятельности в системе высшего образования; маркетинг; финансы; управление командой и работа с людьми), тренинги (личной эффективности; стресс-менеджмент; тайм-менеджмент), междисциплинарные семинары, дистанционное обучение.
- Стажировка в ведущих российских и зарубежных научно-образовательных центрах по необходимой резервисту тематике.
- Проектная работа, в т.ч. участие в Школе проектного лидерства (разработка и реализация общеуниверситетских проектов).
- Участие в стратегических сессиях, деятельности комитетов, рабочих групп, комиссий (участие в работе по определению и реализации основных направлений развития университета).
- Самостоятельное развитие (актуализация необходимых для качественного выполнения своего направления работы знаний, освоение новых методов и технологий в работе, развитие необходимых недостающих компетенций, а также получение практического опыта в самоанализе).
В зависимости от целей своего развития в университете и, соответственно, группы резерва каждый резервист может выбрать определенный набор инструментов развития.
Инструменты развития можно представить в виде деталей конструктора, с помощью которых каждый сотрудник – участник резерва – может собрать свой уникальный путь развития в университете.
Инструменты, результаты их применения отражаются в ИПР резервиста. Причем на протяжении всего процесса подготовки реализуются регулярные сопровождение и контроль ИПР, в случае необходимости в ИПР вносятся корректировки.