Встреча сотрудников ТГУ с ректоратом 13 декабря 2023 года
Каждый год в декабре коллектив ТГУ подводит итоги уходящего года. В этот раз на традиционной встрече обсуждали результаты работы по федеральной программе «Приоритет 2030». В 2023 году ТГУ – единственный нестоличный классический университет в пятерке лидеров трека «Исследовательское лидерство».
– Важно, чтобы коллектив понимал, в какой точке проекта «Приоритет 2030» мы находимся и какие заявки мы как университет, который мыслит себя лидером, делаем на развитие в следующем цикле, – подчеркнул ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Стратегия развития ТГУ до 2035 года – это экосистемный университет. Концепция предполагает продолжение формирования сети партнеров – университетов, НИИ, ведущих технологических компаний. Это позволяет реализовать масштабные исследовательские проекты, делать образовательные программы вместе с компаниями – лидерами отрасли.
– Экосистема – это очень для нас бизнесовое <...> контекстное слово. <...> Мы не ресурсная компания <...>. Мы «вылезаем» на том самом сером веществе, том самом интеллекте наших идей и тех, собственно говоря, трансформациях, когда вчерашний Телеком становится экосистемой и предлагает уже полный комплекс решений и в теле, и в финансовой сфере, – подчеркнула Светлана Матвеева, вице-президент по управлению персоналом АФК «Системы»
Напомним, что Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций и «АФК «Система» подписали соглашение о сотрудничестве. Томские ученые презентовали инвесторам 60 проектов, в том числе систему индор-навигации и биоцидные покрытия на основе наночастиц. Делегация корпорации высоко оценила потенциал Томска как научно-технологического центра России.
Презентация стратегии развития ТГУ
Вопросы сотрудников
Университет — это, прежде всего, образование. Однако сейчас нет конкурсов педагогического мастерства, для прохождения по конкурсу ППС в основном выполняет показатели по научной работе, да и сам процесс организации учебной работы (все еще большие проблемы с расписанием) остается как будто на втором месте. Планируются ли какие-то мероприятия в этом направлении?
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности:
– У нас долгое время существовал конкурс лучших педагогических практик, и мы планируем его вернуть со следующего, 2024 года.
Перед пандемией мы уже работали над новым индивидуальным контрактом, и эта работа будет продолжена со следующего семестра, с января. В том числе мы обсуждаем учет достижений в области педагогики как одного из критериев эффективности сотрудника.
Сейчас, когда наконец-то началось критическое осмысление болонского процесса, обучение по большинству технических и физико-математических направлений целесообразно вернуть к специалитету со сроком обучения 5 или 5,5 лет. В связи с этим нельзя ли разработать учебные планы доучивания бакалавров до специалистов за 1 или 1,5 года обучения?
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности:
– Срок обучения в рамках программ, которые уже запущены, механически изменить невозможно по разным основаниям. Один из них нормативный: у нас есть соответствующий приказ, который регулирует этот параметр. Изменение приказа в одностороннем порядке невозможно.
Однако сейчас в ТГУ в пилотном проекте действуют порядка 40 программ, и там срок обучения проектируется самими подразделениями. У нас есть возможность открывать новые магистерские программы, от года до трех, чтобы выпускники могли добрать необходимые навыки. Если вы знаете, что есть такая необходимость, то заходите в пилотный проект, поскольку Минобрнауки разрешил увеличить количество программ. Во-вторых, у нас огромный опыт подготовки программ ДПО, профпереподготовки – от 250 часов до 700. Но я думаю, что гораздо эффективнее проектировать новые программы обучения с тем сроком, который вам кажется правильным.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– Мы – классический университет, и образование – это базовый важнейший процесс. Евгений Викторович, я даю поручение институционализировать линию с повышением качества образования, запустить конкурсы педагогического мастерства, программы повышения квалификации, подумать над дифференциацией позиций по этому критерию.
Также я даю поручение проанализировать вопрос с методистами на факультетах. Я знаю, что на каждом факультете есть один-два очень сильных специалиста в области педагогики. Я предлагаю обратить на этих людей особое внимание, подумать, как оценивать их деятельность именно с образовательной позиции.
В-третьих, важен контроль качества. Когда одни делают вид, что учат, а другие делают вид, что учатся, – это худшее, что может быть в университете. Это полная девальвация образования. Я считаю, что мы должны такие факты выявлять, фиксировать и очень жестко реагировать.
Требования Рособрнадзора к оформлению комплекта документов ОП меняются часто, занимают большое количество времени. Будет ли свобода в стандартах и отчетной документации (ФОС и т.д.) для программ, участвующих в «пилоте»?
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности:
– Вопрос с Рособрнадзором сложный, но решаемый. Нужно помнить, что мы – в пилотном проекте, это значит появление новых стандартов, которые требуют оформления.
С другой стороны, сам Рособрнадзор в публичном пространстве говорит о том, что надо найти метод разумной достаточности. При этом мы сами движемся в сторону сервисов, чтобы рутинная работа преподавателя была максимально сделана за счет технологий. Пример такого сервиса, когда преподавателю не надо специально ходить за ведомостями, а можно заполнять в системе – это шаблоны ОП в 1С, которые фактически заполнены. В них нужно вписывать информацию, которая относится непосредственно к вашему курсу. Этого никто, кроме вас, не сделает. Деканату в этом случае также не нужно специально загружать отдельные данные – это удобно и экономит время.
На административном совете говорили, что преподаватели в 2024 году могут пройти месячную стажировку у промышленных партнеров. Каков механизм финансирования стажировок?
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности:
– Стажировки мы будем реализовывать. Сейчас мы анализируем потребности сотрудников, проводим опросы: кто и куда хочет отправиться, на сколько времени и зачем. Нам важно понимать, что специалист получит от этой стажировки и как это может быть полезно университету для развития его генеральных направлений. С моей точки зрения, в приоритете должно быть развитие пилотных образовательных программ.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– Я предлагаю, чтобы до 15 января 2024 года сотрудники подали деканам заявления в свободной форме, кто куда хочет поехать, чтобы аккумулировать потребности. Мы проанализируем и объявим приоритетные направления, механизм реализации и финансирования.
Планируется ли увеличение аудиторного фонда в ближайшие 2–3 года?
Какова перспектива завершения строительства здания на Ленина, 49?
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности:
– Да, планируется, конечно. С одной стороны, будет достроен корпус на Ленина, 49. Также мы рассчитываем на помещения в межвузовском кампусе, который предполагается открыть в 2027 году. Часть структурных подразделений, которые связаны с приоритетными проектами, возможно, туда переедут. В оперативном плане также остается аренда, и мы над этим работаем. Нужно учитывать, что есть много требований к зданию, связанных с безопасностью сотрудников и студентов: это пожарные выходы, отделочные материалы и так далее. Любое здание взять невозможно, мы образовательную деятельность ведем только в лицензированных помещениях.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– По Ленина, 49 Владимир Борисович Андриенко проделал большую работу. Весь проект корпуса был переделан, прошли госэкспертизы, и уже на уровне Совета Федерации зафиксирован факт финансирования корпуса.
Если вам не хватает площадей, то, пожалуйста, сигнализируйте и выдвигайте предложения, как можно решить эту ситуацию. Расширяться можно также в логике экосистемы с партнерами, потому что они готовы на своих территориях вести образовательные и научно-исследовательские процессы. В этом направлении мы ведем переговоры с Новосибирским аграрным университетом о присоединении к нам филиала Томского сельхозинститута в логике Передовой инженерной школы и развития агробиотеха.
У нас в планах разместить научно-технический центр по БПЛА в здании бывшего боулинга в Академгородке – это 3 500 кв.м. В технико-внедренческой зоне нам передали 400 кв.м. – это целый этаж, и мы думаем, кому там будет удобно работать.
Владимир Андриенко, проректор по административно-хозяйственной работе и строительству:
– В настоящее время мы заканчиваем экспертизу сметной стоимости по Ленина, 49, до конца года мы ее получим. У нас прошло два согласования – в Минэкономразвития и в Минстрое. Сейчас документы на согласовании в министерстве финансов. После этого, я думаю, будет постановление, и мы войдем в программу 2024-2027 года и в эти сроки должны будем построить и ввести здание в эксплуатацию.
Когда у нас закончится гибкое расписание? Очень сложно преподавателю, который работает на полную загрузку и ходит в аудиторию, сочетать свою работу с другими своими научными делами. Вроде бы расписание с сентября месяца, потом сломалось, потом опять сломалось. Самое главное, оно ломается в самый последний момент. Как-то этот вопрос будет решен?
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– Я считаю, что нужно обо всех изменениях предупреждать заранее. Я даю поручение продумать систему работы с расписанием, нужно решить, что для нас в приоритете – если важнее стабильность, то концентрируемся на этом параметре. Мы можем договориться об оптимальных сроках, когда возможны изменения, например, 2 недели, чтобы у преподавателей была возможность скорректировать свои планы.
Будут ли изменения в механизмах фонда Д.И. Менделеева в 2024 году?
Александр Ворожцов, проректор по научной и инновационной деятельности:
– В 2024 году акцент будет сделан на проекты с участием промышленных партнеров, готовых вкладывать свои средства в науку и наукоемкие разработки. На привлечение партнерских средств заострили внимание в Минобрнауки на защите «Приоритета 2030» в этом году, поэтому будем придерживаться этих рекомендаций. Например, в стратпроекте «Технологии безопасности» такие партнеры точно будут – и руководство этого направления готово поддержать социогуманитарные исследования, где с привлечением сторонних средств ситуация сложнее. Будем стараться держать баланс. Но в целом принципиальных изменений в распределении средств по фонду Д.И. Менделеева не будет. В феврале-марте, как обычно, мы объявим конкурс. Подробную информацию опубликуем на сайте.
Университет стремится остаться в мировой исследовательской повестке. Какова стратегия публикационной активности сотрудников ТГУ в современных условиях?
Александр Ворожцов, проректор по научной и инновационной деятельности:
Хотя мораторий Минобрнауки на учет публикаций продлен, мы считаем, что публиковаться нужно, и в международных журналах тоже. Но не менее важно публиковаться и в российских журналах, в том числе наших, университетских. У многих изданий ТГУ неплохая репутация, они индексируются в научных базах, и нужно поднимать их уровень. Что касается экспертизы, в современных условиях стоит отнестись к ней внимательнее. Если есть сомнения, можно советоваться с научным управлением, можно обращаться в управление безопасности к Николаю Евгеньевичу Тарасову.
Проблема подготовки докторов наук, утрата докторантуры привела к плачевным результатам: с каждым годом молодых докторов наук становится все меньше. Будет ли восстанавливаться институт докторантуры и на каких условиях?
Александр Ворожцов, проректор по научной и инновационной деятельности:
– В апреле на Ученом совете университета было принято положение о докторантуре, которое расширяет возможности подготовки докторов наук. К апрелю будущего года мы рассмотрим его с точки зрения финансирования. При этом научное управление точечно смотрит на молодых ученых – кто уже готов быть доктором, ведет с ними диалог. Сейчас запущено четыре лаборатории под госзадания, которые имеют kpi по подготовке молодого доктора. Эти лаборатории прошли экспертизу в РАН, и мы сейчас ждем решения бюджетной комиссии Минобрнауки.
Планируются ли меры поддержки и закрепления аспирантов во время обучения и после защиты диссертации?
Александр Ворожцов, проректор по научной и инновационной деятельности
– Мы видим эту проблему и готовы помогать. Мы открыты для обсуждения мер поддержки и закрепления аспирантов в университете. Кроме того, в начале будущего года мы проведем стратегическую сессию с молодежью, чтобы выявить их потребности и понять, как мы можем им помочь.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– Нам нужно экспертно выбрать людей, которые в долгосрочной перспективе будут усиливать университет. Мы, безусловно, будем их поддерживать, уже есть проект программы поддержки, мы будем выносить его на обсуждение – включайтесь, дополняйте, высказывайте свое мнение, чтобы был диалог. Уже сейчас есть ряд инструментов поддержки, например, мы отремонтировали общежитие № 5 для аспирантов. Оно – в пешей доступности от университета и библиотеки.
В погоне за показателем «количество иностранных студентов» сейчас в ТГУ часто принимаются студенты, не способные обучаться, что приводит к ухудшению репутации университета. Возможно ли принять решение, что перед зачислением иностранных абитуриентов (тех, кто поступает не по результатам российского ЕГЭ) обязательно собеседование с представителями факультета, куда они поступают, для выявления уровня владения русским языком и элементарными школьными знаниями по профильным предметам? Это важно не только при приеме в бакалавриат, но и в магистратуру.
Артем Рыкун, проректор по международной деятельности:
– Фильтр, который мы используем, для подготовки студентов из визовых стран – это тест по итогам обучения в Центре довузовской подготовки. Он определяет, в первую очередь, уровень владения русским языком. Если тест пройден, это не означает, однако, что ребята владеют русским на уровне носителей. При этом язык должен поддерживаться, например, через принцип смешанного поселения в общежитии. Важно и то, что факультеты часто не имеют консолидированной позиции. Часть сотрудников считает, что иностранные студенты нужны, потому что сильных русских студентов недостаточно и нужно выходить на иностранную аудиторию, часть считает, что они и вовсе не нужны. Зачастую иностранные студенты нуждаются в особых методиках преподавания и действительно требуют дополнительных усилий. Как правило, фильтра знания языка при тестировании хватает, чтобы не пропустить студента, заведомо слабого и по другим предметам, поскольку тот, что способен хорошо говорить на иностранном языке, обычно неплохо подготовлен и по другим предметам.
У нас есть студенты с ОВЗ. Планируются ли в ТГУ проекты по установлению пандусов и лифтов в учебных корпусах 1, 2, 4, 11 (РФФ), 12 и в столовой для таких студентов?
Владимир Андриенко, проректор по административно-хозяйственной работе и строительству:
– Когда строили большую часть наших зданий, пандусы в них не были предусмотрены. Тем не менее, сейчас в этом направлении ведется работа – мы строим пандусы на первых этажах. Также мы приобрели два подъемника, один из них протестировали – он очень хорошо работает. Совместно с учебным управлением мы сейчас посчитаем, сколько их нужно, чтобы докупить необходимое количество.
Коллеги говорят, что на РФФ есть шахта, где можно запустить лифт. Это шахта грузового лифта, и эксплуатировать ее в пассажирском варианте не представляется возможным. Кроме того, этот лифт был закрыт 30 лет назад по причине того, что он был неправильно смонтирован. Если рассматривать этот вариант, нужно полностью переделывать шахту, но это очень дорогая история.
Когда в корпусе РФФ отремонтируют коридоры? В отремонтированные аудитории попадаем через ужасные коридоры. Существующему ремонту уже 30 лет минимум.
Сейчас проводят демонтаж стен в нескольких помещениях в цокольном этаже 11 корпуса (РФФ), чтобы поставить какие-то технологические линии. Могут ли в учебном корпусе сосуществовать образовательный процесс и производство?
Владимир Андриенко, проректор по административно-хозяйственной работе и строительству:
– Да, коридоры там не совсем в хорошем состоянии, тем не менее, не так давно мы сделали там холл. Каждый год мы включаем их в планы, но, к сожалению, это долгий процесс.
В третьем корпусе ужасное состояние туалетов, стоит резкий неприятный запах, сантехника в плачевном состоянии. Когда будут приняты меры по улучшению ситуации?
Владимир Андриенко, проректор по административно-хозяйственной работе и строительству:
– На административном совете мы обсуждали косметический ремонт третьего корпуса. В настоящее время готовится документация, и в начале года мы начнем ремонт туалетов поочередно.
Будут ли пересматриваться правила распределения парковочных мест в кампусе ТГУ?
Николай Тарасов, начальник управления – проректор по безопасности:
– Да, планируется. Мы уже проработали модель перераспределения с руководителями ФсФ, ФП, ЮИ, на примере четвертого учебного корпуса. Данную концепцию мы будем распространять на весь кампус. Если говорить о цифрах, то у нас в центральной части территории Университетской рощи 245 парковочных мест. При учете того, что у нас порядка 5 000 сотрудников – это 20 человек на одно парковочное место. Мы будем учитывать график посещения и временной отрезок приезжающих на личном транспорте. Кто-то приезжает на работу из числа ППС для проведения лекции, кто-то не имеет отношения к университету, но парковка требуется для решения служебных задач. Поэтому просьба к руководителям факультетов/институтов: когда мы будем пересматривать наличие парковочных мест, отнеситесь к этому вопросу внимательно, чтобы можно было большему количеству сотрудников предоставить те места, которые ближе находятся к самим учебным корпусам факультетов. По срокам – планируем рассмотреть вопрос в декабре-январе 2024 года. Мы планируем сейчас запустить эту работу, и с нового семестра возможно уже будет организована новая система.
Прошла информация об увеличении МРОТ. Как увеличение МРОТ скажется на сотрудниках ТГУ?
Наталья Попова, начальник планово-финансового управления:
– Уважаемые коллеги, в связи с увеличением МРОТ с 1 января 2024 года планируется индексация должностных окладов всех категорий персонала в среднем на 12% относительно окладов, ранее установленных к октябрю 2023 года.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:
– В конце года все подразделения получили бюджеты для премирования сотрудников. Также будет сохранена традиционная новогодняя надбавка, которая дается независимо от доли ставки, чтобы поддержать весь коллектив.
По всем вопросам сотрудники могут обращаться к начальникам управлений, факультетов, институтов. Их контакты размещены в разделе на сайте ТГУ.
Контакты для связи с ректоратом – на сайте ТГУ.
С итогами встречи коллектива ТГУ с ректоратом в прошлом, 2022 году можно ознакомиться по ссылке.