Грехнева В.Е.

Грехнева В.Е.

Родилась 30 сентября 1922 г.С 1942 по 1945 гг. служила в Авиационном полку на острове Сахалин. На службу была призвана в июне 1942 года, формирование полка проходило в г. Челябинске. В сентябре 1945 г. была демобилизована. С 1950 по 1987 работала в столовой ТГУ.

Награды: орден Отечественной войны II степени (1985); медали «За победу над Японией » (1945) и юбилейные.О себе.

На службу я была призвана в июне 1942 года, формирование полка проходило в г. Челябинске. В начале службы были организованы курсы шоферов и связистов. Я получила права шофера. Меня стажировал мой будущий муж – Грехнев Александр Дмитриевич. Требования к прохождению службы были суровые. К нам относились, так же как и к мужчинам. Никто никаких поблажек не делал. Девушки ходили в наряды, охраняли авиационные бомбы, авиационный бензин. После стажировке всех повезли по частям к месту службы. Две тысячи девушек целый месяц везли на восток. По пути высаживали кого в Комсомольске, кого в Хабаровске. Меня привезли на остров Сахалин, ехали через Татарский пролив. В Александровском порту нас ждали машины, чтобы увезти в часть. В части была подготовлена казарма для нас очень хорошо оборудованная. В нашей автороте для девушек и мужчин были отдельные казармы. После размещения началась повседневная солдатская жизнь. В шесть часов подъем, зарядка, завтрак. Затем все девушки и мужчины шли в гараж, там получали направление на работу. В то время все были в сильном напряжении. Питание было не очень хорошее. Нам выдавали по 600 граммов хлеба на день, утром давали кашу, хлеб, чай, в обед - суп с галушками, постная каша, ужин состоял из двухсот граммов хлеба, чая, куска селедки. Особенно трудно было зимой. Весной сами сажали картошку, ребята ловили горбушу, которая шла косяком по реке. В горбуше много икры, ее ели с картошкой, варили уху. Это нас и спасало. Весной ходили копать саранки, ели другие полезные травы. Как-то дважды удалось подстрелить медведей. А так в основном пища была постная. Командиры части относились к нам очень хорошо, даже с сочувствием. Но на гаубвахту отправляли, если провинишься. Я была веселая и никогда не унывала. Любила петь песни. Командир, бывало, скажет: «Ну что, Палочка, споем». Моя девичья фамилия была Полякова. И запоем: «Ты моряк красивый сам собою..» Я ему нравилась, но у него была девушка Павлушкина, я им не мешала. В ленинской комнате иногда устраивали вечера отдыха. Пели песни и танцевали под баян. Слушали лекции, политбеседы.

Во время войны получала письма с фронта от старшего брата, из дома от матери. Получала письма от сестры. Она ушла на фронт и была связистом. Девятого мая окончилась война, а ее ранило 31 апреля, перебило ногу. Вернулась домой инвалидом, вернулся инвалидом и старший брат. Младшего забрали на фронт в 1944 году погиб, домой не вернулся.

Когда окончилась война, к нам прислали летчиков, которые штурмовали Берлин. Обстановка по-прежнему у нас оставалась напряженной, так как мы располагались в сорока километрах от границы. Машины наши постоянно находились в боевой готовности.

Когда началась война с Японией, мы принимали в ней участие. Девушки на машинах колонной шли к границе. Я дежурила в части, где находились наши боевые самолеты, каждую минуту готовые к полету. В конце августа 1945 г. видела, как по всему Сахалину шли пленные солдаты Квантунской армии. В сентябре 1945 г. я была демобилизована.