Модель развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода – инновационный образовательный проект, направленный на разработку и апробацию модели порождения нового педагогического знания в условиях многопозиционных профессиональных коммуникаций и междисциплинарных исследований субъектов образовательной экосистемы классического университета и использования его для создания основных и дополнительных программ педагогического образования.
Цель проекта
Создание образовательной экосистемы для использования ресурсов многопрофильного вуза в модернизации содержания и форм педагогического образования.
Задачи проекта
-
Создание коммуникативных профессиональных сетей под разные задачи развития педагогического образования, использующих фундаментальные и прикладные исследования и разработки научно-педагогических коллективов ТГУ.
-
Создание и экспериментальная апробация сетевых программ основного и дополнительного педагогического образования на основе взаимодействия классического университета с педагогическим университетом, организациями общего и дополнительного образования, субъектами социально-экономического развития региона.
-
Аналитическое обобщение содержательных, методических, организационно-технологических и управленческих условий развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода.
Период реализации проекта: 2021–2025 гг.
Целевая аудитория проекта
-
разработчики программ по направлению «Образование и педагогические науки»
-
разработчики программ ДПО педагогических работников
-
органы управления образованием
-
исследовательские коллективы
Организации-партнеры проекта
-
Томский государственный педагогический университет
-
Региональный центр развития образования (Томск)
-
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Идея проекта
Развитие педагогического образования обеспечивается через включение фундаментальных и прикладных исследований, разработок научно-педагогических коллективов классического университета в создание образовательных программ основного и дополнительного педагогического образования. Содержание и формы развития педагогического образования порождаются, оформляются и диссеминируются через коммуникативные профессиональные сети.
Сеть «Научные профильные исследования» строится под решение задачи порождения нового научно-педагогического знания и объединяет научные коллективы ТГПУ, ТГУ, вузов-партнеров из других регионов РФ. Выбор исследовательских направлений осуществляется путем открытых научных дискуссий и анализа проблем практики образования с участием ведущих российских учёных в области исследования и развития педагогического образования.
Сеть «Методические инициативы» – коллаборация ученых и школьных инициативных групп по экспериментальной апробации результатов и разработок, полученных в профильных исследовательских программах в практике общего образования и исследовательского сопровождения специалистами вузов инициатив «на местах».
Сеть «Новые образовательные программы» – результаты профильных педагогических исследований и внедрение их в практику экспериментальных площадок становятся основой для построения новых дополнительных профессиональных программ для педагогов, методистов, управленцев общего образования и для модификации ученых дисциплин студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Разработанные методики преподавания, модели организации образовательного процесса, образцы программ общего и дополнительного образования и другие инновационные образовательные продукты должны быть диссеминированы в практику общего образования Томского и других регионов, в систему ДПО и педагогического образования на уровне РФ. Эта решается путем выстраивания сети «Технологические решения», содержанием деятельности которой является два процесса:
-
оформление результатов исследований, экспериментальной апробации в так называемые «коробочные решения», интегрирующие исследовательские данные, описание образовательных продуктов, программы подготовки кадров и условия масштабирования разработок;
-
организация специальной деятельности по экспертно-консультационному и образовательному сопровождению диссеминации методических инициатив и иных образовательных продуктов, построенная на методологии гуманитарного управления образовательными инновациями (Г.Н. Прозументова).
Результаты проекта будут использованы
-
в практике ТГУ для развития направления «Образование и педагогические науки»
-
в практике общего образования Томской области для решения актуальных задач развития региональной системы
-
в практике ТГПУ для модификации основных образовательных программ подготовки педагогов
-
в практике национальной системы профессионального роста педагогов