Top.Mail.Ru

Научно-исследовательская деятельность

Методы нейронаук находят широкое применение в современных научных исследованиях и позволяют анализировать психофизиологические показатели человека в ответ на любой стимул. Внедрение нейронаучных подходов в различные исследовательские проекты может способствовать получению новых данных и обеспечить объективность оценки результатов.

Внедрение экспериментального компонента позволит: 

Оценить внимание и интерес участников эксперимента к предъявляемым стимулам через отслеживание глазодвигательных паттернов при помощи айтрекинга.

Оценить эмоциональную вовлеченность и эмоциональную валентность при просмотре стимульного материала или выполнении поведенческих задач при помощи измерения электродермальной активности и фотоплетизмографии.

Оценить когнитивную нагрузку участников эксперимента во время просмотра стимульного материала или выполнения поведенческих задач при помощи фиксации электроэнцефалографии.

Интеграция нейротехнологий в научные исследования ведет к созданию новых знаний и подходов, способствующих более глубокому пониманию человеческой природы и решению задач, стоящих перед обществом.


Преимущества методологии:
  • Нейрооборудование (ЭЭГ, биобраслет (полиграф) и айтрекер) позволяет проанализировать неосознаваемые реакции, возникающие при просмотре стимульного материала, и оценить их объективно.

  • Результаты опроса и/или интервью используются для дополнительной верификации неосознаваемых реакций при просмотре стимульного материала.

Исследовательские кейсы


Нейросследование эффективности образовательной технологии DeepTalk от CDO Global с применением искусственного интеллекта, на базе теорий Бенджамина Блума и Майкла Мура

Партнеры: CDO Global

Переход к цифровым форматам обучения трансформировал образовательную среду, а также выявил ключевые ограничения стандартных онлайн-курсов. Основными барьерами для их эффективности остаются пассивный характер потребления контента и высокая «транзакционная дистанция» (по теории М. Мура) — психологический и коммуникационный разрыв между обучающимся и преподавателем, который ведет к снижению вовлеченности и когнитивной активности. В качестве решения этих проблем разрабатываются адаптивные системы на основе искусственного интеллекта. Тем не менее, оценка реальной эффективности подобных технологий зачастую ограничивается субъективными опросными методами. 

Целью исследования стала объективная оценка влияния образовательной технологии DeepTalk на когнитивное и эмоциональное состояние студентов, определение её эффективности в сравнении с традиционным онлайн-курсом и выявление оптимальных параметров её применения.

Для объективной оценки был проведен эксперимент с использованием профессионального нейрофизиологического оборудования, включая электроэнцефалограф (ЭЭГ), айтрекер и датчики кожно-гальванической реакции (КГР). Участниками стали 40 студентов ТГУ, разделенные на контрольную (традиционный курс) и экспериментальную (курс с ИИ-лектором) группы, что позволило напрямую сравнить когнитивную нагрузку, эмоциональную вовлеченность и динамику распределения внимания.

В результате нейрофизиологического анализа были получены следующие выводы: 

  • Значительное повышение когнитивной нагрузки:Интерактивный формат с ИИ-лектором показал значительно более высокие уровни когнитивной нагрузки и эмоциональной вовлеченности. Даже в моменты пассивного прослушивания студенты экспериментальной группы оставались более сконцентрированными, ожидая взаимодействия, в то время как у контрольной группы наблюдалась низкая когнитивная нагрузка. 

  • Увеличение продолжительности концентрации:Оптимальная продолжительность эффективного восприятия материала для курса с ИИ-лектором составила 27–35 минут, что существенно превышает показатель контрольной группы (20–23 минуты). Это доказывает, что интерактивные механики позволяют удерживать внимание студентов дольше. 

  • Неоднозначность персонализации: Компонент персонализации, включающий использование личных данных и похвалу от ИИ, вызвал разнородную реакцию. Использование личных примеров повышало вовлеченность, однако похвала от ИИ в ряде случаев воспринималась как неестественная и вызывала когнитивный диссонанс, что приводило к кратковременному негативному эмоциональному отклику.

  • Продуктивный стресс как маркер обучения: Более низкий эмоциональный фон (валентность) в экспериментальной группе связан не с негативным восприятием курса, а с продуктивным стрессом, характерным для активного процесса обучения и оценивания, в отличие от пассивного потребления контента в контрольной группе. 

  • Фокус внимания на динамических элементах: Данные айтрекинга показали, что в обеих группах внимание было преимущественно сконцентрировано на чате с лектором (45-48%), как на наиболее информативном и динамичном элементе интерфейса. 


Результаты исследования свидетельствуют о высоком потенциале диалоговых ИИ-технологий для повышения эффективности онлайн-обучения за счет поддержания когнитивной и эмоциональной вовлеченности студентов на протяжении более длительного времени.

ОТЧЕТ по результатам исследования


Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности студентов высших учебных заведений

Изучение ценностных ориентаций молодежи традиционно опирается на методы самоотчета, такие как опросники и анкеты. Однако эти подходы имеют ограничения, связанные с субъективностью и влиянием социальной желательности, что затрудняет объективную оценку реальных убеждений. В современной науке для преодоления этих барьеров все чаще применяются нейрофизиологические методы, позволяющие регистрировать неконтролируемые реакции человека. 

Цель исследования — выявление доминантных ценностей у студентов и оценка степени их сформированности путем анализа эмоциональных и зрительно-двигательных реакций на ценностно-ориентированные стимулы.

Для изучения особенностей восприятия был проведен комплексный эксперимент с участием 61 студента ТГУ. На первом этапе участники заполняли психологические опросники (в частности, Valued Living Questionnaire) для определения их индивидуальной иерархии ценностей. На втором этапе, во время предъявления специально разработанных ценностных дилемм, регистрировались их психофизиологические показатели: электродермальная активность (КГР) для оценки эмоциональной вовлеченности, движения глаз (айтрекинг) для анализа паттернов внимания, а также электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для измерения когнитивной нагрузки.

В результате нейрофизиологического и психофизиологического анализа были получены следующие выводы:

  • Отсутствие прямой связи между декларируемыми ценностями и эмоциональной реакцией. Гипотеза о том, что дилеммы, затрагивающие наиболее значимые для человека ценности, вызовут максимальную эмоциональную вовлеченность, не подтвердилась. Интенсивность эмоциональных переживаний студентов не коррелировала с их самоотчетами о важности тех или иных жизненных сфер.

  • Решающую роль играет контекст, а не сама ценность. Наибольшую когнитивную нагрузку и эмоциональный отклик у всех участников вызвала дилемма, предлагающая выбор между религиозными убеждениями и романтическими отношениями. Качественный анализ показал, что реакция была вызвана не столько столкновением ценностей, сколько самим сценарием, который был воспринят как ультиматум и манипуляция со стороны партнера.

  • Не выявлено универсальных паттернов для «сформированных» ценностей. Гипотеза о наличии специфических паттернов движений глаз (окулографии) или когнитивной нагрузки для людей со сформированными ценностями не нашла статистического подтверждения. Стратегии визуального поиска и уровень умственного напряжения оказались сугубо индивидуальными и не зависели от степени осознанности и значимости той или иной ценности для респондента.


Исследование продемонстрировало, что прямая объективация ценностной иерархии с помощью нейрофизиологических методов является сложной задачей. Реакции человека на ценностные стимулы определяются не только абстрактной важностью ценности, но и конкретным контекстом дилеммы, личностными особенностями и индивидуальными стратегиями принятия решений. Полученные данные подчеркивают необходимость интеграции нейрофизиологических, психологических и качественных методов для комплексного изучения ценностно-смысловой сферы личности.

Традиционные семейные ценности и культура отмены в гендерной проблематике в восприятии современной российской молодежи

На фоне активного общественного дискурса о «культуре отмены» и ее столкновении с традиционными ценностями, исследователи философского факультета Томского государственного университета (ТГУ) задались вопросом о реальном влиянии этого феномена на ценностные установки молодежи. Особый интерес представляет разрыв между декларируемыми взглядами и глубинными, неосознанными реакциями, которые могут не совпадать.

Целью исследования стала объективная оценка отношения современной российской молодежи к основным элементам традиционных семейных ценностей и феномену «культуры отмены» в гендерной проблематике. Задачи включали сопоставление заявленных ценностных позиций с их имплицитными психофизиологическими реакциями, а также выявление конкретных стимулов, вызывающих наибольший эмоциональный отклик.

Изучение особенностей восприятия проводилось с использованием триангуляционного подхода, сочетающего полуструктурированное интервью с нейрофизиологическим экспериментом. В ходе эксперимента участникам (40 студентам ТГУ) предъявлялись ценностные утверждения и кейсы, иллюстрирующие «культуру отмены». С помощью видеоокулографии и биометрических датчиков регистрировались их эмоциональная вовлеченность, валентность (знак эмоции) и распределение зрительного внимания.

В результате эксперимента были выявлены следующие ключевые закономерности:

  • Противоречие в восприятии гендерных ролей: на декларативном уровне большинство (75%) поддерживает эгалитарный подход, однако при обсуждении конкретных семейных функций проявляются традиционные установки, особенно в вопросах воспитания детей, где роли матери и отца видятся принципиально разными.

  • Семья как приватный институт: данные нейроэксперимента и интервью подтверждают восприятие семьи как частной сферы, закрытой для внешнего регулирования. Вмешательство государства допускается лишь в критических ситуациях (например, насилие).

  • Устойчивое неприятие «культуры отмены»: продемонстрированные кейсы вызвали у подавляющего большинства участников негативную реакцию. Механизмы «отмены» были расценены как несправедливые и агрессивные. Наиболее острая реакция была зафиксирована на кейсе, оспаривающем биологическую основу материнства.


Было установлено, что прямое столкновение с механизмами «культуры отмены» не способствует принятию ценностей «новой этики» среди российской молодежи, а, напротив, актуализирует и усиливает приверженность традиционным взглядам.

Внедрение VR в подготовку инженеров

Внедрение технологий виртуальной реальности (VR) в образовательный процесс открывает уникальные возможности для развития пространственного мышления, однако сталкивается с проблемой индивидуальной адаптации: часть пользователей испытывает дискомфорт и киберболезнь. Существующие методы оценки адаптации, как правило, опираются на субъективные самоотчеты. В связи с этим мы поставили перед собой задачу провести объективную нейрофизиологическую верификацию влияния VR-среды на когнитивные и аффективные процессы студентов, чтобы выявить маркеры успешной и неуспешной адаптации.       

Целью нашего исследования стала идентификация объективных нейрофизиологических предикторов успешной адаптации к VR, оценка связи между традиционными тестами на пространственные способности и производительностью в виртуальной среде, а также определение эффективности VR-технологий для решения пространственных задач.

Изучение влияния VR-среды осуществлялось с помощью комплексного нейрофизиологического эксперимента. В исследовании приняли участие 24 студента, которые решали задачи на пространственное мышление в двух средах: на стандартном компьютере и в VR-шлеме. Во время сеансов регистрировалась их мозговая активность с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), а до и после проводилось психологическое тестирование на уровень тревожности и пространственного интеллекта.

В результате нейрофизиологического анализа были получены следующие выводы:

  • Выявлены два типа реакции на VR. Участники исследования разделились на две группы: «адаптирующиеся» (57%) и «неадаптирующиеся» (43%). У первой группы после сеанса в VR наблюдалось снижение мощности альфа-ритма ЭЭГ, что свидетельствует о снижении функционального напряжения нервной системы. У второй группы, напротив, мощность альфа-ритма значительно возрастала, указывая на рост напряжения, что коррелировало с их жалобами на ухудшение самочувствия.

  • Обратная корреляция с традиционными тестами. Была установлена неожиданная закономерность: участники, показавшие высокие результаты в стандартном 2D-тесте на пространственный интеллект, справлялись с задачами в 3D VR-среде хуже. Это говорит о том, что навыки, измеряемые традиционными тестами, не всегда напрямую переносятся в иммерсивную виртуальную среду.

  • VR значительно повышает эффективность. Несмотря на проблемы с адаптацией у части испытуемых, в среднем участники решали пространственные задачи в виртуальной реальности существенно быстрее, чем на компьютере (322 секунды против 526 секунд на задачу).


Таким образом, исследование подтверждает высокий образовательный потенциал VR, но подчеркивает необходимость индивидуального подхода. Рекомендовано начинать с коротких ознакомительных сеансов (до 15 минут) и учитывать, что около 43% обучающихся могут столкнуться с трудностями адаптации, требующими особого внимания со стороны преподавателя.

Разработка и апробация комплексной методики для тестирования показателей исполнительного контроля у студентов-мигрантов

Адаптация иностранных студентов к обучению в российских вузах представляет собой сложную задачу, зачастую сопровождающуюся стрессом и повышенным риском развития психосоматических нарушений тревожно-депрессивного спектра. Традиционные методы диагностики, основанные на опросниках, не всегда позволяют получить объективную картину из-за субъективности самоотчетов. В связи с этим исследователи Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ поставили задачу провести объективную нейрофизиологическую верификацию психоэмоционального состояния студентов.

Цель исследования — разработка и апробация комплексной методики, включающей социологические, психологические и психофизиологические методы, для ранней диагностики и прогнозирования риска психосоматических нарушений у иностранных и российских студентов в процессе их адаптации к условиям обучения.

Для изучения динамики состояния студентов в течение учебного семестра была применена комплексная методология. Участниками исследования стали 110 российских и иностранных студентов. Их состояние оценивалось трижды: в начале, середине и конце семестра. Помимо психологического тестирования (опросники Бека, Спилбергера и др.), были использованы объективные методы: поведенческий тест «стоп-сигнал» для оценки исполнительного контроля, регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) для анализа вариабельности сердечного ритма, а также видеоанализ мимики.

В результате эксперимента были получены следующие ключевые выводы:

  • Выявлена разная динамика тревожности: Уровень личностной тревожности у иностранных и российских студентов изменялся по-разному. Иностранные студенты испытывали максимальную тревожность в начале семестра, после чего их состояние стабилизировалось. У российских студентов пик тревожности приходился на середину семестра, что совпадает с ростом учебной нагрузки.

  • Найден объективный маркер успешной адаптации: Ключевым показателем успешной адаптации оказалось развитие тормозного контроля (способности подавлять неадекватные реакции), измеренного с помощью теста «стоп-сигнал». У всех студентов этот показатель улучшался к концу семестра, и именно это усиление контроля было связано со стабилизацией психоэмоционального состояния и снижением риска развития психосоматических нарушений.

  • Определены физиологические корреляты депрессии: Анализ вариабельности сердечного ритма показал четкую связь между активностью вегетативной нервной системы и депрессивной симптоматикой. Снижение риска депрессии было ассоциировано с повышенной активностью парасимпатической нервной системы (отвечающей за восстановление и покой), тогда как умеренно выраженная депрессия была связана с доминированием симпатической системы (реакция «бей или беги»).

  • Подтверждена защитная роль ценностных установок: Исследование показало, что коллективистские ценности, более выраженные у студентов из стран Азии, выступают защитным фактором, который предотвращает усугубление депрессивной симптоматики на фоне учебного стресса.


Таким образом, исследование позволило выявить объективные поведенческие и психофизиологические маркеры, отражающие индивидуальный риск развития психосоматических отклонений. Разработанный комплекс методик может стать основой для создания системы ранней диагностики и психологической поддержки студентов, помогая выявлять тех, кто нуждается в помощи, еще до появления выраженных симптомов.

Функциональная политкорректность проблематики инвалидности: взаимосвязь технологий, языка и общественного восприятия

Дискуссии о политкорректности и языке, используемом для описания инвалидности, часто упускают из виду один из самых мощных факторов современности — технологический прогресс. В то время как общество спорит о терминах «инвалид» или «человек с ОВЗ», появление бионических протезов и высокотехнологичных средств реабилитации (ТСР) фундаментально меняет не только физические возможности, но и сам социальный образ человека с инвалидностью. Однако объективных данных о том, как именно технологии влияют на общественное восприятие и языковые нормы, недостаточно.              

Целью исследования стало определение динамики языковых норм политкорректности и выявление их влияния на общественное восприятие людей с инвалидностью в контексте развития современных ассистивных технологий.

Для изучения неосознанных реакций молодежи был реализован триангуляционный подход, сочетающий нейроэксперимент и фокус-группы. В эксперименте приняли участие 40 студентов, чьи психофизиологические реакции (эмоциональная вовлеченность, распределение внимания) регистрировались с помощью айтрекера и биометрических датчиков. В качестве стимулов использовались различные наименования людей с инвалидностью (от термина «инвалид» до «человек с ОВЗ») и мемы на тему инвалидности. В рамках интервью обсуждалась роль технологий с использованием проективных методик.

В результате эксперимента были получены следующие выводы:

  • Предпочтение «безопасной» и нейтральной лексики. Участники стабильно выбирали наиболее формальные и политкорректные наименования («человек с ОВЗ», «человек с нарушениями зрения»). Термин «инвалид» сочли приемлемым лишь 61% респондентов, а разговорные формы, такие как «колясочник» или «ампутант», были практически единогласно отвергнуты.

  • Юмор в отношении инвалидности — зона высокого напряжения. Нейрофизиологические данные выявили сильную обратную корреляцию: чем смешнее респондентам казался мем на тему инвалидности, тем с большей вероятностью они считали его неприемлемым. Это указывает на глубокий внутренний конфликт между непосредственной реакцией и социальными нормами.

  • Технологии меняют восприятие с «ограничений» на «возможности». В фокус-группах было установлено, что наличие у человека современного ТСР (например, бионического протеза) кардинально меняет его восприятие. У окружающих снижается чувство жалости и возникает интерес; человек воспринимается как более самостоятельный, активный и равный субъект взаимодействия.

  • Современные ТСР стирают ярлык «инвалид». Проективный тест (синквейн) показал, что при демонстрации фотографии человека с современным протезом респонденты значительно реже использовали слово «инвалид» для его описания, чем при виде человека без протеза. Технологии смещают фокус с физического ограничения на функциональность и агентность личности.


Исследование показало, что, хотя политкорректные формулировки являются социально одобряемым стандартом, именно развитие и видимость современных технологий выступают наиболее мощным драйвером изменения общественного сознания. Технологии не просто компенсируют утраченные функции, но и меняют сам социальный конструкт инвалидности, переводя его из парадигмы «недостатка» в парадигму «функционального разнообразия».

Метакогнитивный подход к проектированию образовательной среды изучения иностранных языков: индивидуальный опыт, стратегии и академические достижения

Эффективность изучения иностранных языков во многом зависит не только от знания правил, но и от метакогнитивных способностей — умения студентов осознавать и контролировать собственные стратегии обучения. Однако до сих пор остается открытым вопрос, как целенаправленные метакогнитивные инструкции влияют на когнитивные и аффективные процессы обучающихся в режиме реального времени.                    

Цель исследования — выявить наличие или отсутствие влияния метакогнитивной инструкции на когнитивную нагрузку, эмоциональную вовлеченность и паттерны визуального внимания студентов при работе с текстовыми заданиями на английском языке.

Для объективной оценки был проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 студентов ТГУ. Участники были разделены на две группы: экспериментальная группа получала специальные метакогнитивные инструкции, побуждающие к рефлексии над своими стратегиями и ошибками, в то время как контрольная группа получала классические инструкции. Во время выполнения заданий регистрировались их психофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для оценки когнитивной нагрузки, кожно-гальваническая реакция (КГР) для измерения эмоциональной вовлеченности и данные окулографии (айтрекинга).

В результате нейрофизиологического и окулографического анализа были получены следующие выводы:

  • Метакогнитивная инструкция повышает когнитивную нагрузку. Статистический анализ данных ЭЭГ показал, что у группы, получившей метакогнитивные инструкции, когнитивная нагрузка была значимо выше (p < 0.0001) на всех этапах выполнения задания. Это свидетельствует о том, что инструкция успешно стимулировала более глубокие и ресурсозатратные процессы обработки информации.

  • Усиливается фокус внимания на задании. Результаты айтрекинга подтверждают данные ЭЭГ: у экспериментальной группы зафиксировано статистически значимо большее количество фиксаций на текстах вопросов и вариантах ответа (p < 0.001), что указывает на более пристальное и целенаправленное когнитивное внимание к элементам задания.

  • Классический подход более эмоционально вовлекающий. Неожиданным результатом стало то, что у контрольной группы, работавшей с классической инструкцией, показатели эмоциональной вовлеченности и эмоциональной валентности (позитивности эмоций) были статистически значимо выше. Это позволяет предположить, что метакогнитивная рефлексия переводит процесс решения в более аналитическое и «холодное» русло, снижая аффективный компонент.

  • Метакогниция меняет стратегию чтения текста. При первом чтении текста экспериментальная группа демонстрировала большее количество фиксаций на втором и третьем абзацах, что может быть связано с установкой, заданной инструкцией, на более глубокое и осмысленное чтение с самого начала.


Таким образом, исследование доказывает, что метакогнитивный подход является эффективным инструментом для повышения глубины когнитивной обработки и концентрации внимания при работе с иноязычным текстом. Однако это достигается за счет снижения эмоциональной вовлеченности, что необходимо учитывать при проектировании образовательных сред, стремящихся к балансу между аналитическими и аффективными компонентами обучения.

Исследование особенностей когнитивной обработки учебного текста носителями русского языка и инофонами

В фокусе современных исследований языкового тестирования находится проблема когнитивной валидности, которая, в рамках социо-когнитивной модели С. Вейра, определяется как степень соответствия когнитивных процессов, задействованных при выполнении заданий, реальным процессам использования языка. Ключевая дилемма, особенно актуальная для тестов с форматом множественного выбора, заключается в разграничении authentically-релевантных навыков (в данном случае чтения) и стратегий прохождения теста (test-taking strategies), не связанных с глубокой обработкой текста. В этом контексте верификация когнитивной валидности заданий Теста по русскому языку как иностранному (ТРКИ-1), имеющего статус экзамена «высоких ставок», приобретает особую актуальность.

Несмотря на обширную апробацию данной методологии на материале тестов по английскому языку (IELTS, TOEFL), аналогичные исследования для системы ТРКИ остаются малочисленными. Применение окулографии (айтрекинга) в сочетании со стимулированным ретроспективным интервью позволяет эмпирически реконструировать стратегии испытуемых и дифференцировать успешное чтение от успешного применения тестовых тактик.

Цель исследования — выявить и сравнить особенности когнитивной обработки заданий субтеста «Чтение» ТРКИ-1 у студентов, успешно и неуспешно справляющихся с тестом, для оценки его когнитивной валидности.

Изучение особенностей когнитивной обработки проводилось с помощью комплексного психофизиологического эксперимента. В исследовании приняли участие 43 китайско-русских учебных билингва. Анализировались траектории движения глаз, количество и длительность фиксаций на ключевых фрагментах текста и вариантов ответа. Во второй части эксперимента каждый участник проходил ретроспективное интервью, аргументируя свой выбор.

В результате были получены следующие выводы:

  • Стратегии чтения кардинально различаются. Успешные тестируемые демонстрировали осмысленную работу с текстом: они использовали стратегии внимательного и поискового чтения, целенаправленно находя в тексте ключевые референтные единицы для подтверждения своего выбора.

  • Неуспешные участники не читают, а угадывают. Вместо глубокой обработки контента, неуспешные студенты прибегали к стратегиям сдачи теста: они искали формальные, поверхностные совпадения слов между вопросом и текстом, что часто приводило их к ошибке, либо выбирали ответ случайным образом.

  • «Псевдоуспешность» как слабость теста. Анализ показал, что часть студентов, давших правильный ответ, на самом деле не поняли текст. Они пришли к верному решению случайно или опираясь на ложные текстовые соответствия, что ставит под сомнение засчитанный им балл.

  • Формат множественного выбора провоцирует угадывание. Было доказано, что сама структура заданий с выбором ответа подталкивает студентов, особенно неуспешных, к использованию стратегий, не связанных с реальным чтением. Это ставит под сомнение когнитивную валидность таких заданий, так как они могут измерять не навык чтения, а умение находить лазейки в тесте.


Таким образом, исследование показало, что положительная оценка на тесте ТРКИ-1 не всегда является маркером высокого навыка чтения. Сделаны выводы о необходимости пересмотра дизайна тестовых заданий, чтобы минимизировать возможность угадывания и стимулировать студентов демонстрировать именно навыки глубокой когнитивной обработки текста, а не умение проходить тест.

Исследование когнитивных, социально-психологических и поведенческих факторов коллективного взаимодействия

Принятие решений играет ключевую роль в повседневной жизни и включает в себя  сложный процесс оценки и взвешивания краткосрочных и долгосрочных затрат, выгод от конкурирующих действий, прошлый опыт, текущие потребности, будущие цели и т.д. Первой областью научного знания, описывающей принятие решений с точки зрения рациональности, связанной с поиском наиболее верного и оптимального решения и основанной на математическом анализе, является теория игр, которая рассматривала решения человека с точки зрения рационального подхода максимизации выгод. На сегодняшний день наиболее частыми инструментами для диагностики принятия решений являются экономические игры, которые основаны на социальных дилеммах. Для эмпирического исследования социальных дилемм были смоделированы  конфликтующие интересы в играх со смешанными мотивами, где люди  должны выбирать между некооперативными (характеризующиеся эгоистичным выбором)  и кооперативными (характеризующиеся просоциальным выбором) альтернативами. 

Цель исследования – изучение и верификация когнитивных, нейрофизиологических, социально-психологических факторов и механизмов коллективного взаимодействия.

Для достижения поставленной цели был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые играли в один из вариантов игры под названием «Дилемма заключенного» (Prisoner's Dilemma, PD). Игра рассчитана на 2-ух игроков. Участники имеют два варианта принятия решений: сотрудничество (кооперация) – или отказ от сотрудничества (дезертирство). Во время эксперимента осуществлялся сбор айтрекинговых данных, данных эмоциональной вовлеченности, а также ЭЭГ.

Проведенные исследования позволили зафиксировать и подтвердить влияние риска, когнитивной ограниченности и индивидуальных свойств на социальные механизмы в условиях коллективного взаимодействия. Несмотря на наличие весомых доказательств влияния эмоций на принятие решений, в ходе данного исследования значимость аффективных состояний не была обнаружена, что актуализирует продолжение исследований в данной области, однако полученные результаты мотивируют к дальнейшему исследованию роли эмоциональной регуляции при решении социальных дилемм в условиях коллективного взаимодействия.

Субклинический садизм: определение психофизиологических особенностей эмоциональной реакции в ответ на эмоциогенные визуальные стимулы

Субклинический (повседневный, обыденный) садизм (англ. Subclinical (everyday) sadism) – относительно «новый» феномен, подтверждающий, что жестокость может быть присуща обычным людям. Результаты последних исследований в этой области носят противоречивый характер и не всегда соотносятся друг с другом, а некоторые характеристики повседневного садизма, например, эмоциональная сфера, малоизучены. Данное исследование включает комплексное изучение особенностей эмоциональных реакций посредством эксперимента с использованием опроса об испытываемых эмоциях и с фиксацией физиологических показателей изменения эмоциональной реакции с помощью датчика электродермальной активности (ЭАК) в рамках конструкта Темной тетрады. 

Цель исследования – выявить различия психофизиологических особенностей эмоциональной реакции у лиц с высоким и низким показателями субклинического садизма в ответ на эмоциогенные визуальные стимулы. 

Было выявлено влияние пола на взаимосвязь эмпатии и субклинического садизма. Так, на женской выборке взаимосвязи между садизмом и эмпатией не были обнаружены, в связи с чем был сделан вывод об эмпатичности женщин вне зависимости от уровня садизма. На мужской выборке были получены отрицательные связи когнитивной и аффективной эмпатии с садизмом, исходя из чего появилось  предположение, что мужчины с высокими показателями садизма не склонны к представлению и переживанию эмоций и чувств других, особенно малознакомых людей. 

Лица с высокими показателями садизма верно отмечали отрицательные визуальные стимулы как негативные, при этом знак физиологической реакции на стимулы в динамике был положительным.  

Высокий уровень садизма предсказывал зависимость полярности эмоциональной реакции в ответ на положительные и отрицательные эмоциогенные визуальные стимулы, зафиксированной с помощью метода самоотчета, и полярности эмоциональной реакции в ответ на отрицательные эмоциогенные визуальные стимулы, зафиксированной с помощью оборудования регистрации физиологических сигналов. При этом высокий уровень садизма не предсказывал интенсивность психофизиологических эмоциональных реакций в ответ на эмоциогенные визуальные стимулы, в связи с чем, было выдвинуто предположение о том, что сила испытываемых эмоциональных реакций, как при собственном отчете восприятия, так и при физиологическом ответе соответствует нормативным показателям, что может говорить об отсутствии аффективных нарушений, связанных с реактивной эмоциональностью.

Ниже представлен вариант дизайна эксперимента, разработанный с целью выявления эмоциональных реакций в ответ на эмоциогенные стимулы.

Экспериментальное исследование стратегий чтения русских учебных текстов китайскими учебными билингвами

Данное исследование посвящено изучению глазодвигательного поведения учебных билингвов в процессе чтения на русском языке как иностранном.

Чтение на иностранном языке считается более сложным процессом, чем чтение на родном языке, поскольку в первом случае происходит постоянное взаимодействие между двумя языками. И если в случае с родным языком освоение этого вида речевой деятельности начинается с раннего возраста, а освоение жанровых особенностей различных текстов носит естественный характер, то когда речь идет о чтении на иностранном языке, необходимо учесть множество факторов. Изучение стратегий чтения – важный ключ к пониманию того, как быстро и эффективно обучать иностранных студентов русскому языку.

Исследование состояло из серии экспериментов, в ходе которых происходил сбор айтрекинговых данных. Респонденты читали учебные тексты, соответствующие уровню их языковой подготовки, а также проходили тестирование. 

Результаты первого эксперимента продемонстрировали очевидные различия в том, как китайские студенты читают одни и те же тексты при одинаковой поведенческой задаче. Процесс чтения избирательных читателей характеризуется большим количеством регрессивных фиксаций, поскольку поисковое чтение требует возвратов к ранее прочитанному. Средняя продолжительность фиксаций у избирательных читателей небольшая, как и количество фиксаций в целом: им не свойственно читать текст целиком. Совершенно другим кажется неизбирательное чтение: большое количество фиксаций, увеличенная средняя продолжительность фиксаций и короткие регрессивные саккады позволяют сделать вывод о том, что таким читателям когнитивная обработка текста даётся гораздо сложнее, нежели избирательным.

Второй эксперимент был направлен на выявление того, могут ли изученные ранее стратегии меняться в зависимости от типа предъявляемых предтекстовых заданий. Отмеченные в рамках первого эксперимента различия сохранялись при чтении диагностического текста, что позволило определить, какую стратегию использовал каждый испытуемый. Анализ показателей чтения целевого текста показал, что ни структурные, ни коммуникативные упражнения в целом не влияют на стратегии чтения и, таким образом, они являются неизменными и не поддающимися осознаваемому контролю со стороны испытуемых.

Ниже представлен сканпасс – один из способов визуализации айтрекинговых данных. В настоящем исследовании анализ сканпассов позволил определить, на какие части текста респонденты обращали больше внимания, а также какие части перечитывались ими чаще всего.


Центр когнитивных исследований и нейронаук ТГУ предлагает провести нейрофизиологические и психофизиологические исследования по тематике вашего научного проекта.


Введите «ФИО», пожалуйста
Введите «Наименование организации», пожалуйста
Введите «E-mail», пожалуйста
Введите «Текст сообщения», пожалуйста
обновить код
Введите каптчу, пожалуйста
Примите условия соглашения, пожалуйста