Пилотный проект

Реализация Пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования в Томском государственном университете

12 мая 2023 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», более известный в российском образовательном сообществе как указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней высшего профессионального образования.

В число разработчиков вошли 6 вузов:

  1. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта;

  2. Московский авиационный институт;

  3. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;

  4. Московский педагогический государственный университет;

  5. Санкт-Петербургский горный университет;

  6. Национальный исследовательский Томский государственный университет.

В соответствии с указом в течение 3-х лет эти вузы, начиная с 2023/24 учебного года будут осуществлять прием на обучение по программам высшего образования следующих уровней: базовое высшее образование (от 4 до 6 лет); специализированное высшее образование (реализация программ магистратуры – от 1 до 3 лет, ординатуры и ассистентуры-стажировки). В отдельный уровень профессионального образования выделяется аспирантура.

Цели и задачи Пилотного проекта

Обновление системы высшего образования направлено на решение трех ключевых задач:

  1. усилить вклад университетов в обеспечение технологического лидерства страны, что требует существенной перестройки вузами базовых процессов — образования, науки и инноваций — и их интеграции;

  2. обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных кадров, как под текущие потребности рынка труда, так и под перспективные запросы становящихся индустрий, рынков будущего;

  3. создать условия для формирования у молодежи национальной идентичности, обеспечения единства поколений на культурном и ценностном уровнях.

В рамках Пилотного проекта запланированы следующие изменения системы высшего образования России:

  • Гибкие сроки обучения. Устанавливаются с учетом требований рынка труда и присваиваемой квалификации и варьируются от 4 до 6 лет по программам базового высшего образования и от 1 до 2 лет по программам специализированного высшего образования — магистратуры.

  • Выделение «ядра» высшего образования для обеспечения целостности образовательного пространства, с учетом задач фундаментальной подготовки, практикоориентированности и социогуманитарного компонента.

  • Увеличение объема и качества практической подготовки студентов, в т. ч. с целью обеспечить получение первичного профессионального опыта еще в процессе освоения программ высшего образования.

  • Обеспечение ускоренного выхода на рынок труда квалифицированных кадров, особенно в ряде отраслей, где по различным причинам ощущается критическая нехватка специалистов, в т. ч. через введение механизма дополнительных квалификаций и микроквалификаций, модуля профессионального обучения, интеграции с системой независимой оценки квалификаций.

  • Привлечение работодателей на различных этапах проектирования, реализации и оценки образовательных программ с целью преодоления разрыва высшего образования с запросом рынка труда.

Министр Валерий Фальков — о предпосылках для трансформации высшего образования в России


Промежуточные итоги реализации Пилотного проекта в ТГУ,
2023–2024

42 экспериментальные образовательные программы по 35 направлениям подготовки реализуются в ТГУ

  • 27 программ базового высшего образования

  • 15 программ специализированного высшего образования – магистратуры

250 организаций и компаний — партнеры пилотных программ ТГУ 

  • Из них в 2023/24 уч. г. привлечено к совместной деятельности по реализации программ 98 организаций, 50 % из которых составляют региональные субъекты малого и среднего бизнеса, а также крупные индустриальные партнеры, имеющие офисы в Томской области. 

  • В 2024/25 уч. г. планируется привлечь к взаимодействию 153 отраслевых партнера, из них 39 % составят представители малого и среднего бизнеса Томской области.

Координацию и организационно-содержательное сопровождение Пилотного проекта в Томском государственном университете осуществляет Институт образования ТГУ.

Экспериментальные модели образовательных программ.
ТГУ, 2023–2024

Экспериментальная программа базового высшего образования «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, срок обучения – 5 лет, квалификация «Юрист»

Программа реализуется по схеме «4+1», что закладывает принцип ускоренного выхода на рынок труда после 4 лет обучения. Выпускник получает квалификацию «Юрист. Базовый уровень» (6 уровень квалификации), которая дает ему возможность трудоустраиваться на позиции секретаря судебного заседания, помощника судьи, стажера адвоката, дознавателя, младшего юриста в юридической фирме и др. После 5 лет обучения по программе выпускник получает квалификацию «Юрист» (7 уровень), что обеспечивает ему позиции в профессиональной деятельности, в том числе исследовательской в сфере правоприменения и осуществления сложных, специализированных видов юридической деятельности (в т. ч. юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).

Особенностью программы является полная трансформация практической подготовки как в рамках реализации учебных дисциплин и модулей (в формате комплексных проектов студентов, в том числе групповых), так и при организации практик, в том числе изменения ее объема и периодов проведения:

1 курс: ознакомительная практика (1 семестр) – посещение и погружение в работу юриста на разных рабочих местах, итогом которой является отчетное мероприятие – «Ярмарка профессий» – представление студентами презентаций о содержании и особенностях одной из юридических функций/профессий; учебная исследовательская практика;

2 курс: юридическая профессия: междисциплинарный имитационно-ролевой курс (деятельность по специально сформированным учебным кейсам); учебная правоприменительная практика;

3 курс: производственная правоприменительная практика по выбору студента, включая стажировки;

4 курс: первая предметная специализация (государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая);

5 курс: углубленная функциональная специализация (юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).

Практическая подготовка в рамках реализации учебных дисциплин и модулей строится на применении образовательных технологий, обеспечивающих эффективность формирования компетенций студентов:

1–3 курсы: обучение на кейсах, имитация реальных условий профессиональной деятельности (юридическая клиника, суд и т. д.);

4 курс: практическая деятельность по решению реальных проблем, осуществляемая под контролем преподавателей-кураторов (в условиях юридических клиник), либо деятельность в качестве помощника юриста, паралигала, общественного помощника (во внешних организациях);

5 курс: самостоятельная деятельность по решению задач правового характера в ходе стажировки, осуществляемая под руководством принимающей организации и руководителя практики от вуза, либо деятельность в юридический клинике по руководству консультационной группой из студентов 4 курса (под руководством преподавателя-куратора), либо деятельность по реальному проекту в исследовательской лаборатории.

Также в программе заложена возможность получения дополнительной квалификации: обучение в программе профессиональной переподготовки «Цифровая юриспруденция» (проект «Цифровые кафедры») с получением документа по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Экспериментальная программа специализированного высшего образования «Юридическая лингвистика» по направлению подготовки 45.04.01 Филология, срок обучения – 1 год, квалификация «Лингвист-эксперт»

Программа нацелена на профессионализацию филологов/лингвистов в области судебной экспертизы продуктов речевой деятельности. Программа обеспечивает быстрый выход специалистов в сфере судебной экспертизы на рынок труда.

Дизайн и содержание программы ориентировано на овладение правовыми основами профессиональной деятельности, теорией и практикой судебной экспертизы, постановку навыков экспертно-аналитической деятельности с учётом требований к производству экспертизы.

В блоке дисциплин/модулей центральное место занимает система из четырёх экспертных мастерских под руководством практикующих лингвистов-экспертов, охватывающих основные категории дел, требующих экспертного лингвистического сопровождения. Основная форма промежуточной аттестации – демонстрационный экзамен в виде судебного заседания, проводимого в сотрудничестве с Юридическим институтом ТГУ. В качестве эксперта студенты демонстрируют навыки, требуемые от лингвиста-эксперта в ходе таких процедур, как опрос, объяснение экспертного заключения и допрос.

Практическая подготовка в программе полностью ориентирована на задачи интенсивной ускоренной подготовки специалистов:

  1. введены новые типы производственной практики, соответствующие трудовым функциям лингвиста-эксперта: консультационная практика и практика по профилю профессиональной деятельности, которая подразумевает выполнение учебных экспертиз под руководством эксперта-практика;

  2. учебная и производственная практики организуются на базе Учебно-консультативного центра по русскому языку и литературе ТГУ (действующего в университете центра лингвистической экспертизы);

  3. производственная практика организуется в государственных экспертных учреждениях Томской ЛСЭ Минюста России, ЭКЦ УМВД России по Томской области.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (буклет)

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский — о взаимодействии с работодателями-лидерами отраслей в рамках Пилотного проекта

Новшества второго этапа пилотного проекта

На основе переговоров с ведущими представителями разных отраслей принято решение о запуске новых программ под заказ лидеров отрасли. В частности, запуск пилотной программы «Финансовый инжиниринг» (направление 38.04.08) под кураторством Центробанка и программы «Цифровая химия» (направление 04.04.01) под заказ Газпрома.

Вводится механизм получения и подтверждения относительно автономной профессиональной квалификации (дополнительной) или ее части – микроквалификации. Запланирован сетевой эксперимент по введению дополнительных и микроквалификаций с лидерами отрасли: финтех, химическая промышленность, машиностроение, IT-отрасль.

Проектирование пилотных ООП осуществляется с использованием созданной в ТГУ платформы «РосНавык» https://rosnavyk.ru/, что позволяет выделить список востребованных на рынке труда компетенций.

Подкаст «Кафедра»: рассказываем о сотрудничестве со Skillbox

Механизмы обеспечения ускоренного выхода молодежи на рынок труда

  • Получение рабочей профессии в процессе освоения образовательной программы высшего образования — предполагает инвариантную или вариативную интеграцию модуля профессионального обучения в программу высшего образования и его освоение студентами, преимущественно, на 1–3 курсах. 

    Например, в программе «Фундаментальная химия» на 2 курсе студенты получают рабочую профессию — «Лаборант химического анализа»; в программе «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами» на 2 курсе студенты получают рабочую профессию — «Оператор БПЛА».

  • Организация образовательного процесса на основе технологии «профессиональная клиника» / «учебная фирма» — предполагает освоение профессиональных навыков посредством реальной (или близкой к реальной) трудовой деятельности в структурах, созданных на базе университета.

    Например, в программе «Юриспруденция» обучение ведется на базе Студенческой юридической клиники; в программе «Баллистика и гидроаэродинамика» образовательный процесс построен на базе решения инженерных задач в формате Студенческого конструкторского бюро.

  • Обучение на рабочем месте — освоение профессиональных навыков в процессе реальной трудовой деятельности на предприятии, интегрированной в содержание и структуру программы высшего образования. 

    Например, в программе «Программная инженерия» 100 % студентов трудоустроены со 2 курса и проходят обучающие модули на предприятии; в программе «Юридическая лингвистика» студенты работают над решением задач криминалистической экспертизы в специализированных организациях под руководством экспертов-наставников.

  • Получение в процессе высшего образования нескольких профессиональных квалификаций или специализаций — создание условий в программе высшего образования для прохождения студентами специализированного обучения в выбранном треке и получения подтверждения квалификации в формате демонстрационного или профессионального экзамена (Независимая оценка профессиональной квалификации).

    Например, в программе подготовки специалистов для страхового рынка предусмотрена возможность дополнительных квалификаций: кредитный менеджер по потребительскому кредитованию; руководитель отдела продаж страховых продуктов; менеджер по продвижению страховых продуктов.

Основные формы взаимодействия пилотных программ ТГУ с региональными партнерами

  • Совместное проектирование образовательных программ: экспертиза учебных планов; предоставление рекомендаций к изменению образовательного процесса с учетом мониторинга ситуации на рынке труда и в соответствующих профессиональных сферах; определение требований к профессиональным и (или) «гибким» компетенциям выпускников; реализация курсов повышения квалификации для НПР.

  • Участие работодателей в оценке качества программ и аттестационных мероприятиях: согласование тем для выпускных квалификационных работ; участие в экзаменационных комиссиях в рамках демонстрационных экзаменов; оценка результатов прохождения студентами практик.

  • Совместная реализация образовательного процесса: реализация сотрудниками предприятий дисциплин; предоставление материалов (кейсов) для проектной и исследовательской деятельности обучающихся; предоставление мест и оборудования для студенческих практик и стажировок; трудоустройство студентов на профильные для них позиции параллельно обучению.



Подробнее о программах и контакты