Пилотный проект

577A5873.jpg

Реализация Пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования в Томском государственном университете

12 мая 2023 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», более известный в российском образовательном сообществе как указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней высшего профессионального образования.

В число разработчиков вошли 6 вузов:

  1. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта;

  2. Московский авиационный институт;

  3. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;

  4. Московский педагогический государственный университет;

  5. Санкт-Петербургский горный университет;

  6. Национальный исследовательский Томский государственный университет.

В соответствии с указом в течение 3-х лет эти вузы, начиная с 2023/24 учебного года будут осуществлять прием на обучение по программам высшего образования следующих уровней: базовое высшее образование (от 4 до 6 лет); специализированное высшее образование (реализация программ магистратуры – от 1 до 3 лет, ординатуры и ассистентуры-стажировки). В отдельный уровень профессионального образования выделяется аспирантура.

Реформирование высшего образования направлено на решение принципиально новых для системы образования задач:

  1. внести университетский вклад в технологический суверенитет страны и закрепление научного, технологического и интеллектуального лидерства России в международном контуре;

  2. обеспечить опережающую подготовку кадров для развития наукоемких высокотехнологичных отраслей, приоритетных направлений развития экономики на национальном уровне;

  3. создать условия для преодоления поколенческого разрыва, в том числе на культурном и ценностном уровне, обеспечить преемственность поколений и возможность диалога между ними.

В основу содержания пилотного проекта его разработчиками была положена не только идея изменения уровней профессионального высшего образования, но и необходимость разработки принципиально нового класса образовательных программ.

Особенности пилотных программ относительно типовых:

  1. для разработки программ используется Национальная рамка квалификаций, в которой уровни квалификации определены характеристиками сложности, наукоёмкости деятельности, которую может вести работник и степенью его самостоятельности;

  2. программа может иметь вариативные сроки и вариативный уровень профессиональной квалификации на выходе;

  3. профессиональное ядро программы разрабатывается и реализуется вместе с работодателями, в том числе на базе работодателей;

  4. доля практической подготовки увеличена до 60%. Обучение проводится на решении реальных профессиональных кейсов и проектной деятельности по заказу работодателей;

  5. студент выбирает трек, по итогам которого может получить профессиональную квалификацию, подтвержденную независимой оценкой качества и выйти ускоренно на рынок труда.

Томский государственный университет в 2023/24 учебном году запустил реализацию 13 экспериментальных образовательных программ по 9 предметным областям: Химия, Программная инженерия, Прикладная механика, Техническая физика, Баллистика, Менеджмент, Юриспруденция, Журналистика, Филология.


Примеры пилотных программ ТГУ, 2023/24 уч. год

Экспериментальная программа базового высшего образования «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, срок обучения – 5 лет, квалификация «Юрист»

Программа реализуется по схеме «4+1», что закладывает принцип ускоренного выхода на рынок труда после 4 лет обучения. Выпускник получает квалификацию «Юрист. Базовый уровень» (6 уровень квалификации), которая дает ему возможность трудоустраиваться на позиции секретаря судебного заседания, помощника судьи, стажера адвоката, дознавателя, младшего юриста в юридической фирме и др. После 5 лет обучения по программе выпускник получает квалификацию «Юрист» (7 уровень), что обеспечивает ему позиции в профессиональной деятельности, в том числе исследовательской в сфере правоприменения и осуществления сложных, специализированных видов юридической деятельности (в т. ч. юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).

Особенностью программы является полная трансформация практической подготовки как в рамках реализации учебных дисциплин и модулей (в формате комплексных проектов студентов, в том числе групповых), так и при организации практик, в том числе изменения ее объема и периодов проведения:

1 курс: ознакомительная практика (1 семестр) – посещение и погружение в работу юриста на разных рабочих местах, итогом которой является отчетное мероприятие – «Ярмарка профессий» – представление студентами презентаций о содержании и особенностях одной из юридических функций/профессий; учебная исследовательская практика;

2 курс: юридическая профессия: междисциплинарный имитационно-ролевой курс (деятельность по специально сформированным учебным кейсам); учебная правоприменительная практика;

3 курс: производственная правоприменительная практика по выбору студента, включая стажировки;

4 курс: первая предметная специализация (государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая);

5 курс: углубленная функциональная специализация (юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).

Практическая подготовка в рамках реализации учебных дисциплин и модулей строится на применении образовательных технологий, обеспечивающих эффективность формирования компетенций студентов:

1–3 курсы: обучение на кейсах, имитация реальных условий профессиональной деятельности (юридическая клиника, суд и т. д.);

4 курс: практическая деятельность по решению реальных проблем, осуществляемая под контролем преподавателей-кураторов (в условиях юридических клиник), либо деятельность в качестве помощника юриста, паралигала, общественного помощника (во внешних организациях);

5 курс: самостоятельная деятельность по решению задач правового характера в ходе стажировки, осуществляемая под руководством принимающей организации и руководителя практики от вуза, либо деятельность в юридический клинике по руководству консультационной группой из студентов 4 курса (под руководством преподавателя-куратора), либо деятельность по реальному проекту в исследовательской лаборатории.

Также в программе заложена возможность получения дополнительной квалификации: обучение в программе профессиональной переподготовки «Цифровая юриспруденция» (проект «Цифровые кафедры») с получением документа по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Экспериментальная программа специализированного высшего образования «Юридическая лингвистика» по направлению подготовки 45.04.01 Филология, срок обучения – 1 год, квалификация «Лингвист-эксперт»

Программа нацелена на профессионализацию филологов/лингвистов в области судебной экспертизы продуктов речевой деятельности. Программа обеспечивает быстрый выход специалистов в сфере судебной экспертизы на рынок труда.

Дизайн и содержание программы ориентировано на овладение правовыми основами профессиональной деятельности, теорией и практикой судебной экспертизы, постановку навыков экспертно-аналитической деятельности с учётом требований к производству экспертизы.

В блоке дисциплин/модулей центральное место занимает система из четырёх экспертных мастерских под руководством практикующих лингвистов-экспертов, охватывающих основные категории дел, требующих экспертного лингвистического сопровождения. Основная форма промежуточной аттестации – демонстрационный экзамен в виде судебного заседания, проводимого в сотрудничестве с Юридическим институтом ТГУ. В качестве эксперта студенты демонстрируют навыки, требуемые от лингвиста-эксперта в ходе таких процедур, как опрос, объяснение экспертного заключения и допрос.

Практическая подготовка в программе полностью ориентирована на задачи интенсивной ускоренной подготовки специалистов:

  1. введены новые типы производственной практики, соответствующие трудовым функциям лингвиста-эксперта: консультационная практика и практика по профилю профессиональной деятельности, которая подразумевает выполнение учебных экспертиз под руководством эксперта-практика;

  2. учебная и производственная практики организуются на базе Учебно-консультативного центра по русскому языку и литературе ТГУ (действующего в университете центра лингвистической экспертизы);

  3. производственная практика организуется в государственных экспертных учреждениях Томской ЛСЭ Минюста России, ЭКЦ УМВД России по Томской области.

Новшества второго этапа пилотного проекта

На основе переговоров с ведущими представителями разных отраслей принято решение о запуске новых программ под заказ лидеров отрасли. В частности, запуск пилотной программы «Финансовый инжиниринг» (направление 38.04.08) под кураторством Центробанка и программы «Цифровая химия» (направление 04.04.01) под заказ Газпрома.

Вводится механизм получения и подтверждения относительно автономной профессиональной квалификации (дополнительной) или ее части – микроквалификации. Запланирован сетевой эксперимент по введению дополнительных и микроквалификаций с лидерами отрасли: финтех, химическая промышленность, машиностроение, IT-отрасль.

Проектирование пилотных ООП осуществляется с использованием созданной в ТГУ платформы «РосНавык» https://rosnavyk.ru/, что позволяет выделить список востребованных на рынке труда компетенций.


Подробнее о программах и контакты