Цели и задачи Пилотного проекта
Обновление системы высшего образования направлено на решение трех ключевых задач:
-
усилить вклад университетов в обеспечение технологического лидерства страны, что требует существенной перестройки вузами базовых процессов — образования, науки и инноваций — и их интеграции;
-
обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных кадров, как под текущие потребности рынка труда, так и под перспективные запросы становящихся индустрий, рынков будущего;
-
создать условия для формирования у молодежи национальной идентичности, обеспечения единства поколений на культурном и ценностном уровнях.
В рамках Пилотного проекта запланированы следующие изменения системы высшего образования России:
-
Гибкие сроки обучения. Устанавливаются с учетом требований рынка труда и присваиваемой квалификации и варьируются от 4 до 6 лет по программам базового высшего образования и от 1 до 2 лет по программам специализированного высшего образования — магистратуры.
-
Выделение «ядра» высшего образования для обеспечения целостности образовательного пространства, с учетом задач фундаментальной подготовки, практикоориентированности и социогуманитарного компонента.
-
Увеличение объема и качества практической подготовки студентов, в т. ч. с целью обеспечить получение первичного профессионального опыта еще в процессе освоения программ высшего образования.
-
Обеспечение ускоренного выхода на рынок труда квалифицированных кадров, особенно в ряде отраслей, где по различным причинам ощущается критическая нехватка специалистов, в т. ч. через введение механизма дополнительных квалификаций и микроквалификаций, модуля профессионального обучения, интеграции с системой независимой оценки квалификаций.
-
Привлечение работодателей на различных этапах проектирования, реализации и оценки образовательных программ с целью преодоления разрыва высшего образования с запросом рынка труда.
Министр Валерий Фальков — о предпосылках для трансформации высшего образования в России
Промежуточные итоги реализации Пилотного проекта в ТГУ,
2023–2024
42 экспериментальные образовательные программы по 35 направлениям подготовки реализуются в ТГУ
250 организаций и компаний — партнеры пилотных программ ТГУ
-
Из них в 2023/24 уч. г. привлечено к совместной деятельности по реализации программ 98 организаций, 50 % из которых составляют региональные субъекты малого и среднего бизнеса, а также крупные индустриальные партнеры, имеющие офисы в Томской области.
-
В 2024/25 уч. г. планируется привлечь к взаимодействию 153 отраслевых партнера, из них 39 % составят представители малого и среднего бизнеса Томской области.
Координацию и организационно-содержательное сопровождение Пилотного проекта в Томском государственном университете осуществляет Институт образования ТГУ.
Экспериментальные модели образовательных программ.
ТГУ, 2023–2024
Экспериментальная программа базового высшего образования «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, срок обучения – 5 лет, квалификация «Юрист»
Программа реализуется по схеме «4+1», что закладывает принцип ускоренного выхода на рынок труда после 4 лет обучения. Выпускник получает квалификацию «Юрист. Базовый уровень» (6 уровень квалификации), которая дает ему возможность трудоустраиваться на позиции секретаря судебного заседания, помощника судьи, стажера адвоката, дознавателя, младшего юриста в юридической фирме и др. После 5 лет обучения по программе выпускник получает квалификацию «Юрист» (7 уровень), что обеспечивает ему позиции в профессиональной деятельности, в том числе исследовательской в сфере правоприменения и осуществления сложных, специализированных видов юридической деятельности (в т. ч. юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).
Особенностью программы является полная трансформация практической подготовки как в рамках реализации учебных дисциплин и модулей (в формате комплексных проектов студентов, в том числе групповых), так и при организации практик, в том числе изменения ее объема и периодов проведения:
1 курс: ознакомительная практика (1 семестр) – посещение и погружение в работу юриста на разных рабочих местах, итогом которой является отчетное мероприятие – «Ярмарка профессий» – представление студентами презентаций о содержании и особенностях одной из юридических функций/профессий; учебная исследовательская практика;
2 курс: юридическая профессия: междисциплинарный имитационно-ролевой курс (деятельность по специально сформированным учебным кейсам); учебная правоприменительная практика;
3 курс: производственная правоприменительная практика по выбору студента, включая стажировки;
4 курс: первая предметная специализация (государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая);
5 курс: углубленная функциональная специализация (юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере государственного управления, корпоративный юрист, предупреждение и расследование экономических преступлений).
Практическая подготовка в рамках реализации учебных дисциплин и модулей строится на применении образовательных технологий, обеспечивающих эффективность формирования компетенций студентов:
1–3 курсы: обучение на кейсах, имитация реальных условий профессиональной деятельности (юридическая клиника, суд и т. д.);
4 курс: практическая деятельность по решению реальных проблем, осуществляемая под контролем преподавателей-кураторов (в условиях юридических клиник), либо деятельность в качестве помощника юриста, паралигала, общественного помощника (во внешних организациях);
5 курс: самостоятельная деятельность по решению задач правового характера в ходе стажировки, осуществляемая под руководством принимающей организации и руководителя практики от вуза, либо деятельность в юридический клинике по руководству консультационной группой из студентов 4 курса (под руководством преподавателя-куратора), либо деятельность по реальному проекту в исследовательской лаборатории.
Также в программе заложена возможность получения дополнительной квалификации: обучение в программе профессиональной переподготовки «Цифровая юриспруденция» (проект «Цифровые кафедры») с получением документа по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии».
Экспериментальная программа специализированного высшего образования «Юридическая лингвистика» по направлению подготовки 45.04.01 Филология, срок обучения – 1 год, квалификация «Лингвист-эксперт»
Программа нацелена на профессионализацию филологов/лингвистов в области судебной экспертизы продуктов речевой деятельности. Программа обеспечивает быстрый выход специалистов в сфере судебной экспертизы на рынок труда.
Дизайн и содержание программы ориентировано на овладение правовыми основами профессиональной деятельности, теорией и практикой судебной экспертизы, постановку навыков экспертно-аналитической деятельности с учётом требований к производству экспертизы.
В блоке дисциплин/модулей центральное место занимает система из четырёх экспертных мастерских под руководством практикующих лингвистов-экспертов, охватывающих основные категории дел, требующих экспертного лингвистического сопровождения. Основная форма промежуточной аттестации – демонстрационный экзамен в виде судебного заседания, проводимого в сотрудничестве с Юридическим институтом ТГУ. В качестве эксперта студенты демонстрируют навыки, требуемые от лингвиста-эксперта в ходе таких процедур, как опрос, объяснение экспертного заключения и допрос.
Практическая подготовка в программе полностью ориентирована на задачи интенсивной ускоренной подготовки специалистов:
-
введены новые типы производственной практики, соответствующие трудовым функциям лингвиста-эксперта: консультационная практика и практика по профилю профессиональной деятельности, которая подразумевает выполнение учебных экспертиз под руководством эксперта-практика;
-
учебная и производственная практики организуются на базе Учебно-консультативного центра по русскому языку и литературе ТГУ (действующего в университете центра лингвистической экспертизы);
-
производственная практика организуется в государственных экспертных учреждениях Томской ЛСЭ Минюста России, ЭКЦ УМВД России по Томской области.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (буклет)
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский — о взаимодействии с работодателями-лидерами отраслей в рамках Пилотного проекта
Новшества второго этапа пилотного проекта
На основе переговоров с ведущими представителями разных отраслей принято решение о запуске новых программ под заказ лидеров отрасли. В частности, запуск пилотной программы «Финансовый инжиниринг» (направление 38.04.08) под кураторством Центробанка и программы «Цифровая химия» (направление 04.04.01) под заказ Газпрома.
Вводится механизм получения и подтверждения относительно автономной профессиональной квалификации (дополнительной) или ее части – микроквалификации. Запланирован сетевой эксперимент по введению дополнительных и микроквалификаций с лидерами отрасли: финтех, химическая промышленность, машиностроение, IT-отрасль.
Проектирование пилотных ООП осуществляется с использованием созданной в ТГУ платформы «РосНавык» https://rosnavyk.ru/, что позволяет выделить список востребованных на рынке труда компетенций.
Подкаст «Кафедра»: рассказываем о сотрудничестве со Skillbox
Механизмы обеспечения ускоренного выхода молодежи на рынок труда
-
Получение рабочей профессии в процессе освоения образовательной программы высшего образования — предполагает инвариантную или вариативную интеграцию модуля профессионального обучения в программу высшего образования и его освоение студентами, преимущественно, на 1–3 курсах.
Например, в программе «Фундаментальная химия» на 2 курсе студенты получают рабочую профессию — «Лаборант химического анализа»; в программе «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами» на 2 курсе студенты получают рабочую профессию — «Оператор БПЛА».
-
Организация образовательного процесса на основе технологии «профессиональная клиника» / «учебная фирма» — предполагает освоение профессиональных навыков посредством реальной (или близкой к реальной) трудовой деятельности в структурах, созданных на базе университета.
Например, в программе «Юриспруденция» обучение ведется на базе Студенческой юридической клиники; в программе «Баллистика и гидроаэродинамика» образовательный процесс построен на базе решения инженерных задач в формате Студенческого конструкторского бюро.
-
Обучение на рабочем месте — освоение профессиональных навыков в процессе реальной трудовой деятельности на предприятии, интегрированной в содержание и структуру программы высшего образования.
Например, в программе «Программная инженерия» 100 % студентов трудоустроены со 2 курса и проходят обучающие модули на предприятии; в программе «Юридическая лингвистика» студенты работают над решением задач криминалистической экспертизы в специализированных организациях под руководством экспертов-наставников.
-
Получение в процессе высшего образования нескольких профессиональных квалификаций или специализаций — создание условий в программе высшего образования для прохождения студентами специализированного обучения в выбранном треке и получения подтверждения квалификации в формате демонстрационного или профессионального экзамена (Независимая оценка профессиональной квалификации).
Например, в программе подготовки специалистов для страхового рынка предусмотрена возможность дополнительных квалификаций: кредитный менеджер по потребительскому кредитованию; руководитель отдела продаж страховых продуктов; менеджер по продвижению страховых продуктов.
Основные формы взаимодействия пилотных программ ТГУ с региональными партнерами
-
Совместное проектирование образовательных программ: экспертиза учебных планов; предоставление рекомендаций к изменению образовательного процесса с учетом мониторинга ситуации на рынке труда и в соответствующих профессиональных сферах; определение требований к профессиональным и (или) «гибким» компетенциям выпускников; реализация курсов повышения квалификации для НПР.
-
Участие работодателей в оценке качества программ и аттестационных мероприятиях: согласование тем для выпускных квалификационных работ; участие в экзаменационных комиссиях в рамках демонстрационных экзаменов; оценка результатов прохождения студентами практик.
-
Совместная реализация образовательного процесса: реализация сотрудниками предприятий дисциплин; предоставление материалов (кейсов) для проектной и исследовательской деятельности обучающихся; предоставление мест и оборудования для студенческих практик и стажировок; трудоустройство студентов на профильные для них позиции параллельно обучению.
Подробнее о программах и контакты