2001–2003 гг. – формирование механизмов развития Открытого образовательного пространства региона (институт «Открытое общество», Фонд Сороса);
2009–2010 гг. – образование как ресурс инновационного развития региона (заказ администрации Томской области);
2011–2012 гг. – потенциал взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона (заказ администрации Томской области);
2011–2013 гг. – разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям (заказ Министерства образования и науки РФ; пять проектов);
2011–2014 гг. – разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете Сибирского федерального округа (заказ Министерства образования и науки РФ);
2012–2014 гг. – разработка и апробация содержания управления сетевым взаимодействием вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства региона (Федеральный инновационный проект Министерства образования и науки РФ).
Присвоение Томскому государственному университету статуса национального исследовательского требует систематизации опыта по данным направлениям взаимодействия, а также организации деятельности по проектированию и институциональному закреплению наиболее эффективных из них.
С 2013 года в рамках программы повышения конкурентоспособности ТГУ выделен стратегический проект «Взаимодействие ТГУ с системой общего образования»
Целевые установки взаимодействия:
-
Обеспечение устойчивых каналов привлечения и формирования абитуриентов ТГУ в соответствии с образовательным стандартом Исследовательского университета
-
Усиление влияния ТГУ на качество и развитие региональной системы образования
Направления взаимодействия:
1. Организация партнерской сети учреждений общего образования и педагогических групп по ключевым направлениям развития качества образования в ТГУ:
-
технологии развития проектно-исследовательских компетенций старшеклассников;
-
организация образовательной среды для развития компетенций самообразования;
-
технологии развития креативности, лидерских качеств и предпринимательских компетенций;
-
технологии развития одаренности в научных областях.
2. Разработка и реализация сетевых программ погружения школьников в университетскую среду и подготовки к обучению в исследовательском вузе:
-
программы профильного обучения;
-
программы и проекты профориентационной направленности;
-
программы развития одаренности школьников в метапредметных областях (проектирование, исследование, коммуникации, управление).
3. Развитие кадрового ресурса системы общего образования:
-
реализация программ ДПО, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций под решение задач модернизации образования;
-
реализация магистерских программ подготовки педагогов и администраторов общего образования.
4. Экспертно-консультационное и исследовательское сопровождение проектов модернизации системы общего образования:
-
организация участия НПР ТГУ в качестве экспертов, консультантов в региональных программах и проектах развития системы общего образования;
-
экспертно-консультационная поддержка инновационных разработок, обеспечивающих развитие качества общего образования.