В сентябре 2018 года на четырех пилотных факультетах (журналистики, исторических и политических наук, философском и Институте искусств и культуры) запущено в проектном режиме формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ (общекультурных) компетенций обучающихся в формате образовательного ядра бакалавриата ТГУ.
Образовательное ядро бакалавриата ТГУЯдро бакалавриата (core) – это общее содержательное основание, фундамент, на который надстраиваются общепрофессиональные компетенции. В каждом университете, строящем свое ядро бакалавриата, его реализация направлена на формирование идентичности студентов данного вуза. Образовательное ядро бакалавриата закладывает общие принципы в подготовке студентов Томского государственного университета любого профиля. Ядро – это общая платформа, система взаимосвязанных дисциплин и модулей, которая формирует матрицу компетенций.
Образовательные результаты, на формирование которых направлен проект: критическое и системное мышление, навыки командной работы, коммуникативные компетенции, понимание принципов и методов проектной деятельности.
Методы и технологии – интерактивные (перевернутый класс, групповая работа, тренинги, проблемно-аналитические лекции, мозговые штурмы, игры, проекты, дискуссии).
Образовательные результаты – умение позволить выпускникам университета мыслить поверх профессиональных границ и строить междисциплинарную деятельность.
В течение четырех семестров происходит формирование компетенций в двух основных треках «Картины мира» (формирование навыков системного мышления) и «Критическое мышление и письмо» (критическое мышление, реализуемое в письменной и устной форме).
Студенты пилотных факультетов в первом семестре погружаются в блок «Навигация» по треку «Картины мира». Там они последовательно учатся ориентироваться в четырех системах представлений о реальности – в картинах мира «Природа», «Технический и цифровой мир», «Человек и общество», «Художественный мир и арт-практики». Языки описания, методы деятельности, мировоззренчески значимые смыслы и ценности соответствующих систем представлений о реальности осваиваются в интенсивных режимах. Это проблемно-аналитические лекции, групповая работа (мозговые штурмы, игры, дискуссии, решение кейсов). Параллельно это содержание осмысляется в рефлексивном режиме на еженедельных тренингах по критическому мышлению и письму. Здесь студенты учатся навыкам проблематизации, анализа, осваивают азы прикладной логики, риторики, теории и практики аргументации, рефлексивного письма, проведению содержательных дискуссий. Это самая сложная часть модели ядра.
Второй и третий семестры – время пробного действия, когда общее представление о картинах мира у студентов сформировано, они могут выбирать, в какую деятельность погрузиться более глубоко на мастерских, практиках деятельности и решения типичных задач. Погружение в деятельность мастерских осуществляется под руководством мастеров – носителей определенного типа знания, языка и мышления.
Параллельно студенты учатся читать сложные тексты в рамках курса, продолжающего трек «Критическое мышление»: философия на материале Великих книг. Восемь Великих книг – по две на каждую из четырех картин мира – создают предпосылки для целостного понимания мира современного научного познания и художественно-эстетической деятельности. Навыки медленного, вдумчивого чтения, работы со смыслами и ценностями, со скрытыми допущениями о реальности, заложенными в основании картин мира, позволяют сформировать мировоззренческие установки студента университета, способного к глубокому мышлению поверх профессиональных границ и к широкому содержательному обобщению.
В четвертом семестре, который завершает программу ядра, студентов ждет междисциплинарный полигон, где в ходе работы на аналитической, проектной сессиях и сессии самоопределения студенты разработают междисциплинарные проекты, в которые смогут включить свои профессиональные темы, выстроить индивидуальные образовательные траектории.
Ментальная карта ядра бакалавриата от Наталии СазонтовойКоманда проекта
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности, кандидат исторических наук, руководитель проекта
Юлия Осаченко, доцент ФсФ, координатор содержательной и методологической разработки проекта
Гузаль Токарева, заместитель директора офиса стратегического управления ТГУ, проектный менеджер
Светлана Велединская, директор центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ, кандидат филологических наук,
Жанна Рожнева, и.о. декана ФИПН, кандидат филологических наук
Дмитрий Галкин, директор ИИК, доктор философских наук, профессор
Елена Сухушина, декан ФсФ
Илья Мясников, декан ФЖ, кандидат философских наук, доцент ФсФ